Патриарх Кирилл рассказал о воцерковлении детей

Патриарх Кирилл призвал женщин не отказываться от решающей роли в воцерковлении детей

В качестве примера предстоятель РПЦ напомнил о советских временах, когда мамы и бабушки тайно воспитывали детей в христианской традиции

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл назвал решающей роль женщин в передаче православной веры между поколениями. Об этом он заявил в среду на проповеди в Храме Христа Спасителя в Москве, посвященной дню памяти святой равноапостольной княгини Ольги.

«Главное влияние в семейной жизни (в Советском Союзе) осуществляли женщины, бабушки и мамы, которые тихо воспитывали своих детей в христианской вере, которые тайком приводили их в храмы Божии, которые крестили своих детей и внуков. Подобно тому, как Ольга не могла открыто проповедовать христианство, они своей любовью и своей верой преобразовывали сердца молодежи. <…> Сегодня, может быть, не в той степени, как вы те годы, но бабушки и мамы играют решающую роль в христианском, православном воспитании детей. Я бы призвал наших женщин никогда не расставаться с этой удивительной ролью равноапостольного служения, с этим действительно поразительным действом воцерковления детей и внуков, через которое православная церковь и вера христианская воспроизводятся в каждом последующем поколении людей», — обратился к верующим предстоятель Русской православной церкви (РПЦ).

Он отметил, что именно трудами женщин-христианок церковное послание передается между поколениями. «Особенно обращаюсь к нашим женщинам-христианкам. <…> Помня великий замечательный пример княгини Ольги, передавать величайшие и незыблемые ценности человеческого бытия, запечатленные в христианском послании, каждому последующему поколению людей», — добавил патриарх Кирилл.

Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям с обществом и СМИ Московского патриархата Владимир Легойда отметил, что церковь почитает княгиню Ольгу за ее роль в распространении христианства на Руси. «Приняв христианство сама, именно она зародила семена христианской веры в сознание будущего великого князя Владимира — Крестителя Руси и, можно сказать, тем предопределила ну или как минимум подтолкнула к тому выбору, который он совершил в 988 году. При ней же, княгине Ольге, на Руси появилась первая христианская община, началось строительство храмов и проповедь Евангелия», — написал он в своем канале в Telegram.

Великая княгиня Ольга, жена князя Игоря, правила в Киеве в конце X века после того, как подавила восстание древлян, при котором погиб ее муж. Была первой в русской истории женщиной-правителем. Посетив Византию, она первой среди русских правителей приняла христианство. Княгиня Ольга была причислена к лику святых как равноапостольная в 1547 году.

Пути воцерковления детей и подростков

На вопросы телезрителей отвечает протоиерей Димитрий Беженарь, ответственный по миссионерской работе Сергиево-Посадского благочиния. Передача из Москвы. Эфир 5 мая 2014 г.— Здравствуйте, уважаемые телезрители. В эфире телеканала «Союз» программа «Беседы с батюшкой». В студии Денис Береснев.

Сегодня у нас в студии кандидат богословия, ответственный по миссионерской работе в Сергиево-Посадском благочинии, клирик храма во имя иконы Божией Матери «Ахтырская» в селе Ахтырка протоиерей Димитрий Беженарь.

Здравствуйте, отец Димитрий. Благословите наших телезрителей.

— Христос Воскресе, дорогие телезрители! Всех православных жен с праздником святых Жен-Мироносиц! Хочется поздравить всех наших дорогих матерей, жен, дочерей и сестер во Христе с этим радостным светлым Пасхальным праздником. Пожелать изобилия благодати Божией, мира, терпения, сил и любви. Храни всех вас Господь, дорогие наши сестры во Христе. Пример жен-мироносиц дорог всем нам тем, что они имели такую любовь ко Христу, что она была сильнее страха смерти и всех опасностей. Они пошли ко гробу Господа Спасителя, прекрасно понимая, что их ждет, но, превозмогая страх, они пошли, и первые сподобились услышать от ангела радостное благовестие о воскресении Христа. Святые жены-мироносицы стали апостолами для самих апостолов, вот почему так дорога их память, хочется, чтобы все наши сестры во Христе подражали подвигу святых жен-мироносиц.

— Тема нашей сегодняшней передачи связана некоторым образом с праздником жен-мироносиц: «Пути воцерковления детей и подростков в современном мире».

— Отец Димитрий, с какого момента надо начинать воцерковление ребенка?

— Как говорят и святые отцы Церкви, и современные подвижники благочестия, как говорит здравый опыт христианина, процесс приобщения к благодати Божией и истинам христианской веры должен начинаться – не удивляйтесь – с момента, когда ребенок еще находиться в утробе матери. Именно с этого момента уже начинается формирование его личности.

Если мать, которая носит ребенка, молится, старается не раздражаться, удаляться от суетных впечатлений, если не злится и не нервничает по пустякам, меньше имеет претензий к мужу, то душа ребеночка, который еще не сформировался физически, уже освящается.

Как говорил старец Паисий, если мать часто исповедуется и причащается в период беременности, именно с этого начинается воцерковление ее ребенка. К сожалению, все проблемы, с которыми родители сталкиваются впоследствии, когда ребенок артачится, не слушается, в подростковом возрасте уходит из храма, протестует против родителей и всех христианских ценностей в их лице (если мы говорим о верующей семье). Происходит это, потому что упущено самое главное: не произошло освящение ребенка, когда он находился в утробе мамы.

— Что поможет воспитать уже родившегося ребенка в православии?

— Во-первых, надо обратить внимание на те сокровища, что есть в Православной Церкви — это молитва, пост и богослужение. Равно как чтение творений святых отцов Церкви, Житий святых, в особенности, Псалтири, потому что она имеет поэтический склад. Даже чтение мамой вслух одной-двух кафизм над колыбелью спящего ребенка имеет особое, благотворное влияние на его душу. Ангел-Хранитель обязательно присутствует рядом с ребенком во время чтения Псалтири.

Конечно, не надо забывать, что ребенок своего рода ксерокопия своих родителей. Как о том пишет старец Паисий, ребенок, подобно ксерокопии, и сам того не осознавая, снимает образ мысли, образ жизни своих родителей. Если родители в период, когда ребенок еще никак не проявляет свой внутренний мир, ходят в храм, регулярно исповедуются и причащаются, мама, кормящая грудью, воздерживается от душевредных впечатлений: телевизор, компьютер с интернетом и тому подобное, то родители удивительным образом увидят, как формируется в здравом, христианском ключе их ребенок.

Выражаясь современным языком, закладывается духовный иммунитет, который поможет ребенку, когда он рано или поздно обязательно столкнется с соблазнами современного мира, ведь мы живем в мире, а мир, как сказано, лежит во зле. Привить этот иммунитет могут только родители.

Не совсем правы родители даже из воцерковленных семей, которые говорят лишь одно «Господь поможет». Конечно, Господь, несомненно, поможет, но Он вручил ребенка на воспитание именно вам, чтобы вы приложили свои усилия; родители – соработники у Бога.

— Вопрос телезрительницы из г. Ярославля: Какой должна быть благочестивая мать в современном мире? Даже в православной среде разные понятия о благочестии.

— Вы правильно отметили, что, увы, и среда воцерковляющихся людей неоднородна. Слава Богу, что все больше людей стараются вести духовную жизнь. Но представления и о благочестии, и о православном воспитании очень разные. На мой взгляд, когда нет единых цельных критериев, очень легко заблудиться.

Давайте вспомним слова святого апостола Иакова, который говорит в своем Соборном послании, что истинное благочестие пред Богом и Отцом – призирать вдов и сирот и хранить себя неоскверненным от мира. Если расширить слова апостола о призрении вдов и сирот, то здесь надо подразумевать деятельные дела милосердия не только по отношению к своим близким, но сознательно выделять из своего бюджета какие-то средства, чтобы помогать нуждающимся людям, не родственникам. Сейчас немало таких людей.

Если так будет совершаться по взаимному согласию мужа и жены, пусть будет некая сумма, которую они будут отдавать нуждающимся, говоря: «Сегодня мы идем в храм, не будем никого осуждать, выносить свое мнение, кто как одет, пьет он или не пьет,  но будем помогать ради милосердия». Полезно в воспитательных целях давать какую-то копеечку детям, чтобы и они учились давать милостыню. Если дети будут расти в такой атмосфере дел милосердия, то они будут это чувствовать и впитывать.

Если мы вспомним, как царственная супруга Александра Федоровна воспитывала своих детей, то она воспитывала их в понятиях целомудрия, страха Божия, благочестия и милосердия. Мы хорошо помним, как во время Первой мировой войны она с дочерями ходила в госпитали, где они своими руками перевязывали гноящиеся раны бойцов. В такой атмосфере нравственно формировались их души.

Если важность дел милосердия, все же понятна большинству людей, то вторая часть высказывания апостола Иакова «хранить себя неоскверненным от мира» по-разному воспринимается разными людьми.

«Неоскверненными от мира» — означает, что православная мама не должна все, что есть в миру, принимать с распростертыми объятиями. Существует такая печальная тенденция: больше заботиться не о благочестии детей, а об их социализации. Надо всегда давать себе отчет, что ребенок в детском саду очень рано может услышать такое, что очень рано столкнется с такой грязью, что ему будет очень трудно.

Некоторые родители думают, чем раньше ребенок столкнется с грязью жизни, тем раньше он закалится. Но жизнь говорит об обратном: те, кто рано сталкиваются с наркотиками, алкоголем, зачастую попадают в тюрьмы, погибают в молодом возрасте. Благочестие предполагает хранить ваших детей «неоскверненными от мира». Можно не покупать игровую приставку ребенку, несмотря на то, что он говорит, что у всех ребят она есть.

— Вопрос телезрительницы из Сергиева Посада: Как быть православной маме, если ее попытки воцерковить ребенка не находят поддержки у других членов семьи?

— Вопрос актуальный, потому что нередко жена-мать, подобно жене-мироносице, в одиночку борется за спасение душ своих детей, а мужа надо еще воцерковлять. Если муж не препятствует жене жить по-христиански, то не всегда он дает ей воспитывать в христианской вере ребенка.

Для укрепления советую всем мамам, находящимся в такой ситуации, почитать «Исповедь» блаженного Августина, епископа Иппонийского, где он описывает свою жизнь, как он шел к Богу, и как его мать в течение десяти лет вымаливала его, пролила о нем столько слез, что один епископ назвал блаженного Августина «сыном слез». Будучи молодым и талантливым, учась в Карфагене, он, что свойственно юности, приобщался многим плотским утехам, осквернил свою душу и свое тело. Все это он обличает в своей «Исповеди» и с благодарностью пишет о матери, которая, в конце многолетних молитв о нем, приобщила его Богу, вернув сына ко Христу, сказала, что теперь ее миссия на земле окончена и спустя две недели отошла ко Господу. Этот пример может вдохновить многих современных матерей. Хотя блаженный Августин жил восемнадцать столетий тому назад, но ситуация очень похожая: мама борется за свое чадо.

— Вопрос телезрителя из Самары: Какова роль отца в воцерковлении ребенка?

— Несомненно, роль отца так же важна. Отцовство – дар Божий, и оно органично заложено в мужскую природу, и мужчина полностью реализует себя в соответствии с замыслом Творца, именно когда становится отцом. Это касается и монашества, когда человек, отрекаясь от мира, становится отцом в духовном смысле для своих духовных чад.

Сложно назвать мужчинами тех, кто создает семью и не хочет иметь детей. Ведь такой мужчина сознательно уклоняется от замысла Божия о себе. Суть отцовства – ответственность перед Богом за тех, кого Господь тебе поручил.

Когда ребенок рождается, он больше видит и видит именно присутствие мамы, которая для него самый близкий и родной человек. Роль отца он начинает познавать постепенно, по мере возрастания. Если семья устроена по-христиански, отец – глава семьи не в смысле тирана, лишь диктующего свою волю, но глава в том смысле, что он несет перед Богом ответственность за свою семью. Отец не только добытчик, его обязанностью является и нравственное формирование детей.

Если семья устроена гармонично, ребенок постигает отца постепенно. В какой-то момент ребенок смотрит на маму, как на собственность, но он видит, что в семье есть кто-то, кого слушается и мама, он чувствует присутствие сильной личности, к которой невольно чувствует уважение. Слово отца – последнее, и мы не боимся его, но боимся огорчить своим непослушанием. Если семья устроена так, то это поможет ребенку и в отношении со сверстниками и при дальнейшем создании своей собственной семьи. Если девочка растет в такой же гармоничной семье, то у них будут формироваться правильные отношения с мальчиками.

Сейчас происходит некая деформация: мальчики не воспитываются как мальчики, и на их место становятся девочки, это хорошо видно по современной школе. Поэтому роль отца очень важна, он должен стараться активно участвовать в духовном формировании своего ребенка.

— Вопрос: «Что делать, если ребенок отказывается исповедоваться, причащаться, то ли потому, что боится, то ли потому, что не понимает, для чего это делается?»

— Такую ситуацию надо предусмотреть заранее. Когда ребенок маленький, мама должна часто приносить его к причастию и под благословение священника. Надо отметить, что совсем необязательно приходить с маленькими детьми к самому началу богослужения, можно приходить в середине, к Евхаристическому канону, чтобы у ребенка формировалось правильное отношение к службе, как к чему-то радостному и необычному.

Ребенок привыкает видеть батюшку, непохожего на маму и папу, и у него возникает доверие. По мере его возрастания, лет в 6-7, в разных семьях по-разному, ребенок уже способен исповедовать свои грехи. Родители говорят ему, что когда он обидел сестренку, обманул, тем самым он обидел и родителей, и Бога. Надо помогать ребенку осознавать какие-то свои поступки как греховные, тем самым подводя его к понятию исповеди. Можно гармонично приучить ребенка к исповеди без каких-то душевных травм. Любой пастырь найдет правильные слова для ребенка, потому что он и человек, и отец, и знает, как вести ребенка.

— В ситуации, когда воцерковляются родители, у которых дети уже взрослые, и у них своя точка зрения, свой взгляд, и они не принимают точку зрения своих родителей.

— Такая ситуация часто встречалась в девяностых годах, встречается и в нынешнее время. Когда дети уже подростки или молодые люди, и вдруг, по их собственному выражению, «родители ударились в религию»: стали ходить в храм, воздерживаться от телевидения. Естественно, в силу своего возрастного протеста ребенка, а также потому, что он видит немощи периода неофитства – это период, когда воцерковляющиеся люди ударяются в какие-то крайности, хотят всех постричь под одну гребенку – все это вызывает у него иронию, смех, неприятие родительской позиции. Важно действовать с любовью. Прежде всего, показать ребенку без фальши, а искренне, что они начали изменяться к лучшему. Ребенок должен увидеть сам, что родители борются с тем, что им мешало, становятся лучше, тогда у него может возникнуть доверие к их словам.

Важно, чтобы родители искренне, без наигранности попросили прощения у своих за детей за то, что, поскольку сами еще не пришли к вере, не могли дать им христианское воспитание в детстве. Даже если ребенок в силу возраста воспримет слова несерьезно, все равно они оставят след в его душе и помогут впоследствии. Опыт показывает, что пройдут годы, и такой ребенок подойдет и в свою очередь попросит прощения у мамы, что не понимал ее. Главное, чтобы была любовь и искренность.

— Если ситуация обратная: когда воцерковляются дети, а родители с иронией смотрят на них. Могут ли дети повлиять на своих родителей?

— Здесь есть такой нюанс, который родители вслух не произносят, но внутри это всегда присутствует. Если выразиться просто, то это «яйца курицу не учат». Здесь задевается родительское достоинство. Дети должны поступать точно так же: показать родителям, что они начали меняться в лучшую сторону, и родители рано или поздно это поймут.

«Родительское достоинство», эта гордынька, эгоизм, не даст признать им этого вслух, но внутренне не увидеть разницу они не смогут. Видя, что ребенок изменился, потому что он пришел к Богу, даже атеистически воспитанные родители начинают понимать, что это не временное увлечение ребенка, а подлинное сокровище.

Если в нашей зрительской аудитории есть такие дети, хочу им напомнить, что наши родители – всегда родители и осуждать их мы не имеем никакого права. Мы имеем право и обязанность лишь молиться за них, чтобы Господь привел их к вечной жизни.

— Вопрос телезрителя из Челябинска: Я учитель «Основ православной культуры» для ребят 4 класса. Существуют понятия «Церковь, семья и школа». При каких условиях они могут взаимодействовать и взаимодополнять друг друга?

— Церковь, школа и семья — это соратники и лучшие друзья. Если все они будут гармонично трудиться над личностью нашего растущего поколения, то все мы будем с надеждой смотреть на будущее.

Все мы знаем те страшные, варварские события, что только что произошли в Одессе, когда были заживо сожжены десятки людей. В интернете сейчас достаточно роликов, где показано, что эти «коктейли Молотова» готовили девочки-старшеклассницы. Как они весело щебечут, готовя зажигательную смесь, которая будет использована для убийства их сограждан, таких же дочерей и сестер, а также и матерей. Выросло целое поколение, у которого нет нравственного стержня. Почему так произошло? Видимо, эти люди были далеки от Церкви. Вопрос, в каких семьях росли эти дети. Воспитывала же их современная массовая культура, в том числе компьютерные игры, где легко убиваешь. Поэтому нет уважения и понимания ценности чужой жизни. Нет уважения ни к труду, ни к отдыху другого человека: можно кричать, шуметь, не задумываясь о том, что рядом отдыхают.

Поэтому и семья, и школа, и Церковь должны действовать в одном направлении при воспитании нравственной личности.

— Подростки часто воспринимают церковную жизнь, как что-то скучное, однообразное, неинтересное. Как разрушить эту картину, объяснить, что это не скучно?

— Так воспринимают по невежеству. И не только подростки, но и взрослые люди. Сами эти слова подростки могут слышать в семье от взрослых, когда один из родителей невоцерковлен. Именно от невежества церковная жизнь кажется скучной, однообразной, лишенной всех радостей жизни. На самом же деле, как мудро сказал преподобный Варсонофий Оптинский, когда он еще был офицером: «и ты увидишь, полный изумления, иной страны сияющую даль». Насколько духовная жизнь богата, осмыслена, какие в ней широкие горизонты. В сравнении с ней наша обыденная жизнь покажется скучной и бледной. Все как раз наоборот. Но, чтобы помочь это увидеть ребенку, надо, чтобы все это было без фальши, без ханжества. Если ребенка учат не осуждать, а родители при этом осуждают коллег, прихожан, или даже батюшку, то он перестает верить.

Если же ребенок будет видеть, что церковная жизнь гармонична, осмысленна, участвовать в ней по мере сил, например: читать на клиросе, звонить в колокола, она будет наполнена для него смыслом. Можно ездить по монастырям, ходить в походы. У нас в Сергиево-Посадском благочинии очень интересный опыт: крестный ход тропою преподобного Сергия, восемнадцать километров до Троице-Сергиевой Лавры пешком от Хотьковского монастыря и села Воздвижение. Участвует очень много детишек, и они с радостью, на одном дыхании проходят эти восемнадцать километров. Дети ждут этот крестный ход в течение всего года. Можно сделать духовную жизнь интересной, если подходить к этому творчески.

— Такие современные явления, как интернет, телевидение, все это негативно влияет на наших детей. Как их уберечь?

— Уберечь полностью, конечно, невозможно. Как говорит святой апостол Павел, мы не можем полностью уйти из мира. Но если родители разумно выстраивают жизнь в самой семье. В некоторых семьях даже есть опыт, когда глава семьи собирает домочадцев, обсуждает и вместе с ними составляет распорядок дня, и все, даже самые маленькие, подписывают его. В этом распорядке должно быть место и совместной молитве, посильной, пусть очень краткой. Должно быть запланировано время и на приготовление уроков, и на кружки, обязательно на прогулку на воздухе, и если остается время, скажем, полчаса на компьютер. Конечно, это не концлагерь, не армия, но когда на семейном совете принимаются такие решения, у ребенка практически не остается праздного времени для сидения у телевизора.

Должна быть изначальная установка, что компьютер в семье для работы взрослых, а не для игры, тогда и тяги к компьютеру не будет. Лучше побегать, попрыгать, выпустить энергию на воздухе, чем просиживать у экрана.

Очень полезны занятия в спортивных секциях, приобщение к классической музыке и рисованию. Это облагораживает человека, формирует душу в ином ключе.

— Как научить детей не ссориться? Если это, конечно, возможно?

— Полностью оградить детей от ссор даже в верующих семьях невозможно, потому что все мы немощные люди. Для этого родителям необходимо все свои разногласия обсуждать без детей. Чтобы мама не разрушала авторитет отца, даже если по немощам он не может состояться как глава, никак нельзя высмеивать и иронизировать. Если семья дружная, все пропитано атмосферой любви, детей можно приучить признавать свои ошибки и просить прощения. Избежать ссор невозможно, надо реально признавать наши немощи. Если дети научатся хотя бы мириться после ссор, их станет меньше.

— Вопрос телезрителя из Подмосковья: Как перед причастием на Светлой седмице читать Правило ко Святому Причащению и как посещать вечернее богослужение?

— Приходится слышать самые разные высказывания. Вопрос очень актуальный. Мы все знаем, что на Светлой седмице поста нет, а причащаться не только можно, но и нужно для человека, который по мере сил подвизался. Людей больше интересует ответ на вопрос, что есть или не есть, но не спрашивают про молитвенное правило. Мне кажется, такие ответы формируют неправильное отношение к Таинству Причащения.

Пасха – это радость, мы выражаем ее, причащаясь Светлых Христовых Таин, но эта радость связана и с ответственностью перед Богом. Поэтому взрослые люди, желая причащаться на Светлой седмице, должны постараться сделать все, чтобы быть на вечернем богослужении. Вечером лучше воздержаться от всякой пищи и прочитать Пасхальный канон и Молитвы ко Святому Причащению, конечно, побывать на исповеди. Тогда с нашей стороны будет и стремление, и какая-то подготовка. Если же не быть на вечернем богослужении, не читать молитв, а еще и все есть, то, боюсь, что при таком отношении к Таинству Святого Причащения мы превращаем его в профанацию.

— Вопрос телезрительницы из Волгограда: С какого возраста ребенку нужен духовный отец?

— Духовный отец нужен каждому взрослому христианину, идеальный вариант, когда у верующей семьи один духовный отец. В такой семье духовный отец родителей постепенно станет духовным отцом детей. Постепенно ребенок привыкнет сам, будет задавать вопросы, гармонично начнет исповедоваться у него. Когда он вырастет, он может найти другого духовника. Но с детства он будет уже понимать необходимость и назначение духовного руководителя для формирования собственной личности и христианской семьи.

— Время нашей передачи подошло к концу. Прошу Вас, отец Димитрий, благословите наших телезрителей.

— Благодарю всех за внимание, дорогие телезрители. Разрешите поздравить всех вас и с праздником великомученика Георгия Победоносца, особенно всех тех, кто носит это замечательное имя. Дай Бог, чтобы Господь сохранил его святым именем всех нас, и все страны, которые почитают вмч. Георгия, потому что это святые Вселенской Церкви. Храни всех вас Господь, дорогие друзья.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Прокрутить вверх