Стоит ли смотреть фильм «Притяжение» Федора Бондарчука. Отзывы и комментарии

«Притяжение» Федора Бондарчука — фантастика для гопников

Продолжаем нашу традицию «заторможенных рецензий» на кинопремьеры. Это не нарочно, так получается. Когда выходит очередной российский блокбастер, говоришь себе: «Не, на эту хрень я точно не пойду». Ну а потом она тебя через несколько лет настигает по ТВ, и тут уже сдержаться не всегда выходит. На этот раз фильм «Притяжение» 2017 года за авторством Федора Бондарчука.

 
"Земля -землянам! Ацидофильная паста - ацедофилам!"
«Земля -землянам! Ацидофильная паста — ацедофилам!»

напомним сюжет, чтобы избавить вас от мук просмотра: На Чертаново падает летающая тарелка. Девушка гопница и одновременно дочь начальника генштаба влюбляется в инопланетянина, который ее спас, и спасает его от восстания своих друзей-гопников.

На примере сценария «Притяжения» я окончательно понял разницу между фантастикой и писаниной для дураков, которых в школе научили читать (зря). Есть книги Стругацких, Лема и других. В них авторы ставили и достигали высокие цели. Например, разобраться, что будет с моралью, когда появятся человекоподобные роботы.

 

Авторы тех произведений превращались в литературных мучеников, вроде Достоевского. Им приходилось сверять каждое слово с поставленной высокой целью. Попробуйте сами — начинаешь к каждому смыслу относиться очень осторожно. Но зато их произведениями интересовался Тарковский и другие серьезные режиссеры.

 

Ну а со сценарием «Притяжения» другая история. Его писали не мученики, а какие-то халтурщики вроде Сергея Минаева или вообще — наемные копирайтеры по рублю за знак. Такие, которым вообще все равно, что писать. Хочешь про крем для загара, хочешь про летающую тарелку, упавшую на Москву. Главное выполнить заказ так, чтобы «цепляло». Даже за достоверностью особенно гоняться не нужно. Че, не для Спилберга же пишем, расслабься.

И вот группу таких сценаристов, (или там один был, лень смотреть, да и наплевать) зовет Бондарчук. И говорит: «Ребят, нам надо что-то такое эффектное сделать, чтобы всех цепануло, и чтобы были куски для спецэффектов».

Дальше они уже без Федора совещаются, но все никак не могут разогнаться. И тут один кидает откровенно трэшовую идею, чтобы фантазия заработала. «О, парни, — говорит он, — прикиньте, если летающая тарелка бахнется прямо на Москву!» Тут тупняк у всех проходит, и они радостно начинают эту убогую мысль обсасывать. «Не, не просто на Москву! — кричит один. — Пусть она бахнется на хрущевки где-нибудь на окраине! Чтобы там все в этом Чертаново разворотило к чертям! И чтобы побольше трупов, ментов и военных!»

И дальше вся эта шляпа начинает обрастать подробностями. Кто-то предлагает бахнуть на двенадцатиэтажки, чтобы жертв было больше, и полуголую героиню можно было чудом спасти из развороченной квартиры. Другой говорит, что тарелка пусть свалится в Чертаново, потому что там злые гопники (с чего он взял, кстати). И вот эти гопники будут защищать свою землю от наглых инопланетян… В общем, клюква растет и колосится.

 

Клюкву писать легко. Это низкий жанр, не требующий от автора ни гуманизма, ни мастерства. Не нужно быть Набоковым, чтобы сочинить сценарий к какой-нибудь «Красной жаре». Шварценеггер в форме советской армии и какой-то минимальный сюжет. Сочные фразы. Все, фильм раздергали на мемы и помнят до сих пор.

 

Получается эклектика, смесь жанров, и вся из каких-то клише. Про достоверность я даже писать не буду. Какие-то военные, которые в России совсем иначе себя ведут. Непонятный Совет безопасности в непонятном зале под руководством задолбавшего меня Гармаша (лезет во все фильмы, играет одинаково, реально достал).

 

На смеси жанров остановлюсь чуть подробнее. Почему-то на фоне раздолбанных летающей тарелкой (!) жилых домов надо обязательно вставлять комичные сцены. Не стоит, мол, кормить зрителя трагедией, а то заплачет и попкорном подавится. Ничем иным не объяснишь сцену с инопланетянином, которого забирают в милицию (вот вам первое клише). Такое впечатление, что приехала эта сцена прямиком из «Иронии судьбы — 2». Только бухого начальника УВД в исполнении Мадянова не хватает.

 
Тот, на ком отдохнул талант предков.
Тот, на ком отдохнул талант предков.

Видя эту сцену, а также все, что связано с «гопниками из Чертаново», переносишься из атмосферы фантастического фильма в передачу «Осторожно, модерн!». Это там абсурдные монологи произносят на фоне двенадцатиэтажек Чертаново (фигурально). Сцена с переливанием крови инопланетянину и «гениальным ботаником» (еще одно клише) туда же.

Жаль, что сценаристам не хватило фантазии, чтобы дотянуть клюкву до уровня «Красной жары». Я даже знаю, почему так получилось. Над создателями «Красной жары» никто не висел. Им просто нужно было создать кассовый фильм, а как это сделать, и с какой идеологией, никто не диктовал. А у нас сейчас не так. Авторов Бондарчук позвал (благодетель!), а ведь еще Мединский будет смотреть. Если у Федора будут проблемы с согласованием сценария, может выгнать из профессии. Короче, приходится оглядываться.

В итоге, как ни развесиста сцена с нападением гопников на инопланетян, до абсолютной свободы какого-нибудь «Джанго освобожденного» ей далеко. Как выглядела бы абсолютно свободная сцена?

Ну, к примеру, в финальной битве с гопниками вместо роботов на защиту Харитоши могли выйти сгенерированные силой его мысли 30 Свидетелей из Фрязино. Освоил же Харитоша русский язык за день. Почему бы ему не взять на вооружение менталитет врага и не натравить гопника-божество на гопников-землян? Да людям просто было бы прикольно видеть Свидетеля возле упавшей в Чертаново тарелки. Вообразите, 30 Свидетелей в белых адидасовских штанах выходят из корабля и застывают в одинаковых позах… Вот это был бы настоящий свободный трэш. А получился несвободный трэш, построенный на сценах, надерганных из других фильмов. Например, когда осатаневший Артем влезает в экзоскелет, это смотрится жалким плагиатом из «Чужих».

 

Теперь буквально совсем чуть-чуть об игре актеров, потому что в целом она в фильме отсутствует. Почему актер Меньшиков вот уже лет 30 играет вполсилы, я уже устал думать. Наиболее вероятный ответ — ему стыдно сниматься в таком кино. Да даже если бы он играл по-нормальному, с его нынешней внешностью чеховского дяди Вани полковник, спасающий мир, все равно бы не вышел. Более или менее прилично играет Старшенбаум (спасибо, что не Бузова!). Что же касается героев второго плана, вроде Артема и его команды, то с ними такая проблема, вернее, две. Первая — ты все время вспоминаешь, где еще они играли гопников, и не можешь вспомнить. Вторая — при каждом их диалоге и даже при драке с убийством видишь «Осторожно, модерн!» или просто туповатый сериал. Инопланетян – это вообще ахтунг какой-то. Зачем он так метросексуален, например? Но там и играть нечего, если честно. Стой с каменным лицом, и сойдет.

Получается, что и экранизации фантастики у Бондарчука выходят так себе, взять тот же «Обитаемый остров», но лучше бы он снимал их, там хоть авторский текст как-то сдерживает. Потому что, когда он снимает не по книге, сразу скатывается до уровня современной российской индустрии, а уровень этот — «Капустник». И дело даже не в самом Бондарчуке. Просто с таким сценарием ничего другого, как «Притяжение», не получится.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Прокрутить вверх