Home / новость дня / Снос пятиэтажек в Москве – экспертное мнение
Экспертное мнение по сносупятиэтажек

Снос пятиэтажек в Москве – экспертное мнение

Первая программа сноса «хрущевок» началась в 1997 году. Это значит, что прошло уже 20 лет с момента ее начала, а она еще не закончена. И уже принято решение о начале новой программы сноса. Но все дело в том, что новая программа как минимум в пять раз глобальнее и масштабнее. Если рассчитать время, которое потребуется для новой «собянинской» программы и взять за ТОЧКУ ОТСЧЕТА темпы первой программы, то в итоге получается 100 лет. Мы, конечно, желаем и инициатору программы Сергею Семеновичу и «главному утверждающему» прожить еще 100 лет и все эти 100 лет находиться на занимаемых ныне постах, но скорее всего этого не случится.

Все в руках Божьих. И новая программа через несколько лет тоже окажется в Божьих руках. Хоть и внесен новый закон о «переселенцах» в Госдуму, но мы то прекрасно знаем способности этой же Госдумы через неделю либо приостановить собственный закон, либо так его изменить, что с первоначальным видом много общего не найдешь… Все эти обстоятельства красноречиво говорят о начинающейся поре мытарства москвичей, чьи дома попадают под новую программу сноса.

Выполнима ли новая программа сноса и расселения

По реалистичности программа сноса пятиэтажек в Москве, даже при власти ее вдохновителей вызывает определенные сомнения. Пока есть только слова и неудержимое желание все сносимые серии домов сравнять с землей. Но конкретного плана программы пока нет, как и нет расчетов, обоснований и соответствующего законодательства. Давайте посмотрим, как оценивают программу и перспективы ее выполнения некоторые эксперты, которые с полным правом могут претендовать на объективность.

Сейчас программу по сносу панельных домов оценивают в 3–5 трлн рублей. Это больше двух годовых бюджетов Москвы. Потянет такое бюджет?

– Конечно, нет. Только за бюджетный счет осилить такую программу невозможно – это уже сейчас ясно. Посмотрим, каким будет старт программы и как в нее можно будет вписать деньги частных инвесторов. Вполне вероятно, что планы придется сократить. Пока идея выглядит эффектно. Ее можно реализовать очень хорошо, а можно, к сожалению, и очень плохо. В любом случае, пока мы не увидим реальную программу, нам остается лишь быть пессимистами или оптимистами.

Какова настоящая причина инициализации программы?

-Безусловно, что причина инициализации программы существует. Может она заключаться и в желании преобразовать облик города и улучшить бытовые условия москвичей. Но, скорее всего, она банальней и проще. Во – первых, Москва имеет статус столицы и ее жители должны быть лояльными к правящей верхушке. Так безопаснее и спокойнее. Во – вторых, Москва дает хороший эффект на выборах по количеству голосующих и голосующих определенным образом. Так что вероятней всего, это очень хороший политический шаг, позволяющий убить нескольких зайцев. Но  дальнейший ход программы и ее безусловное выполнение внушают серьезные опасения. Хотя, какая – то часть жителей сносимого жилья  успеет переселиться. Им повезет.

Люди говорят, что готовы терпеть ради хорошего района, и боятся при переселении оказаться в плохом. Как быть с этим? Законопроект по реновации предусматривает переселение в другие районы, а здравый смысл подсказывает, что без этого не обойтись.

– Тут люди тоже отталкиваются от нынешних реалий, что в городе есть удобные для жизни районы, а есть плохие. Но если Москва будет осуществлять эту огромную программу реноваций толково, нынешнее разделение районов по качеству жизни – этот жуткий разрыв должен сокращаться. Провести столь мощную строительную программу и сохранить нынешнее положение дел с прежними перепадами качества застройки было бы совсем печально. Бессмысленно в таком случае вообще все это затевать.

Так куда же будут переселять жителей из хороших районов?

-Вот этого никто не сможет сказать. Вначале выполнения программы примут закон, постараются его соблюдать по – человечески… Но потом, никому не известно, как повернется политическая и экономическая конъюнктуры. Но даже и на первоначальном этапе неизвестно – не будут ли переселять жителей ЦАО, например, на территории «Новой Москвы». Ведь юридически  — все «честно». Проживал на территории Москвы и будешь проживать на территории Москвы. А 10 километров до Красной площади или 35 – не так важно. Все по закону.

Как будут предоставлять жилье? Обещали «комната за комнату»

Да. Чиновники высказывали позицию, что предоставление жилья при реновации кварталов будет производиться комната за комнату. Было бы наивно предполагать, что за двухкомнатную «хрущебу» площадью 42 квадратных метра дадут современную, повышенной комфортности двухкомнатную квартиру площадью под 100 квадратных метров. Нет, деньги все считать все умеют, тем более если их не так много. Будут планировать и строить жилье по современным проектам, но так, чтобы дать те же 42 метра, но уже в новом доме. Такие проекты существуют. А тех, кто захочет получить больше – заставят доплатить по рыночной цене. Или обязуют… Пока не известно…

Какая планируется застройка на местах снесенных кварталов?

Может быть, есть обычный и выгодный план. На месте снесенной пятиэтажки выстроить двадцати пяти этажное здание и сдавать помещения в нем в аренду. Тогда плотность значительно увеличится… Плотность и машин  и людей… Но можно сделать и правильно… Во многих районах есть резерв. Например, в районе Новослободской улицы замечательный резерв – Бутырская тюрьма: если ее снести, получился бы шикарный квартал! Ставить 24-этажный дом на земельном участке, где стояла пятиэтажка – плохая идея. Надо убрать какое-то количество хрущевок и спланировать территорию совершенно по-новому. Плотность населения, разумеется, увеличится. Но в этом нет ничего страшного, если, конечно, не ставить невыполнимых задач по обеспечению паркоместами «по потребности». Неплохо бы было вообще объявить внутренние территории новых кварталов свободными от автомобилей, ориентируясь на общественный транспорт, новые таксомоторные IT-сервисы, каршеринг и пр.

Но где же строить парковки?

Нигде. Важнее пешеходная среда. Если она скверная, «последний километр» становится огромной проблемой. Когда мне от дома до остановки нужно идти по узенькому грязному тротуару, я буду думать, не поехать ли мне на машине. Если добираться комфортно, тогда большинство населения с удовольствием и пользой для себя пройдет этот километр пешком. Так вот, Москва вполне может сделать нормальную пешеходную среду и уже делает.

Горячая новость!

Надаль выиграл «Ролан Гаррос». Смотреть видео

Испанец Рафаэль Надаль в десятый раз выиграл Открытый чемпионат Франции, в финале переиграв Стэна Вавринку …

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *