Home / новость дня / ПРАЗДНИК КУРБАН-БАЙРАМ В МОСКВЕ. ПРЯМАЯ ТРАНСЛЯЦИЯ

ПРАЗДНИК КУРБАН-БАЙРАМ В МОСКВЕ. ПРЯМАЯ ТРАНСЛЯЦИЯ

Смотреть прямую трансляцию из соборной мечети. Прямая трансляция. В Московской соборной мечети проходят торжества по случаю Курбан-байрама.

Курбан-байрам 2018: традиции и история мусульманского «праздника жертвы»

Мусульмане вспоминают событие, описанное и в других авраамических религиях

21 августа мусульмане отметят Курбан-байрам, один из двух важнейших праздников в исламе. В одной лишь Москве количество людей, которые отпразднуют этот день, как предполагается, достигнет примерно двухсот тысяч человек.

Курбан-байрам 2018: традиции и история мусульманского «праздника жертвы»

Курбан-байрам наступает через 70 дней после ещё одного важнейшего дня исламского календаря — Ураза-байрама. Для определения дат обоих праздников мусульмане используют лунный календарь, в соответствии с которым летоисчисление ведётся от 16 июля 622 года нашей эры (даты переселения пророка Мухаммеда и первых мусульман из Мекки в Медину). Мусульманский календарь состоит из 12 лунных месяцев и содержит около 354 дней, то есть ежегодно «сдвигается» на 10 или 11 дней относительно григорианского. Таким образом, Курбан-байрам с каждым годом отмечается всё раньше — в прошлом году он пришёлся на 1 сентября, в этом — на 21 августа, а ещё через пять лет будет праздноваться уже в июне.

Арабское название праздника Ид аль-Адха переводится как «праздник жертвы». Примерно так же можно перевести и устоявшееся в русском языке слова Курбан-байрам – первая его часть происходит от арабского «жертва», а вторая – от общетюркского слова «байрам», означающего «праздник». Название отсылает к эпизоду, описанному в Коране: пророку Ибрахиму, отождествляемому с библейским Авраамом, во сне явился ангел Джабраил и передал ему повеление от Аллаха принести в жертву сына. В священной книге мусульман имя сына не названо, однако в предании почти всегда называется старший сын Исмаил. Ибрахим был готов принести жертву, а сын его, знавший об этом, не сопротивлялся. Когда жертва была почти принесена, Аллах сделал так, чтобы нож не смог резать, а жертва сына была заменена бараном. Как оказалось, Аллах испытывал Ибрахима.

Можно обратить внимание на то, что очень похожие описания можно встретить и в священных текстах других авраамических религий — иудаизма и христианства. При этом, в отличие от исламских преданий, в качестве едва не принесенного в жертву в Ветхом Завете фигурирует другой сын Авраама – Исаак (Исхак).

После праздничной молитвы мусульмане, которые имеют возможность принести жертву, делают это. Жертвой может быть баран, верблюд или корова. Жертве должно быть не менее полугода, она должна быть здорова и не иметь никаких недостатков. Если позволяют средства, то желательно принести в жертву одну овцу или козу за человека, но допускается и принесение одной жертвы за всю семью. Обычно шкуры жертвенных животных отдаются в мечеть, а мясо варят и съедают за общей трапезой.

Ранее сообщалось, что в связи с праздником в Москве будут перекрыты некоторые улицы, находящиеся вблизи крупнейших мечетей столицы. А ряде российских регионов, включая Крым и Казань, 21 августа будет официально объявлено нерабочим днём. С 2014 года российские военнослужащие-мусульмане, не находящиеся на боевом дежурстве, могут получить в праздник специальный выходной для посещения мечети Можно отметить, что в некоторых странах, где ислам является государственной религией, Курбан-байрам отмечают 4—5 дней или даже дольше.

Курбан-байрам — мусульманский праздник жертвоприношения

Праздник жертвоприношения Курбан-байрам (по-тюркски) или Ид аль-Адха (по-арабски) — один из главных праздников мусульман. Он отмечается в 10-й день месяца зуль-хиджжа исламского лунного календаря и продолжается три дня.

В 2018 году Курбан-байрам начинается 21 августа.

Курбан-байрам знаменует собой окончание хаджа, ежегодного паломничества мусульман всего мира в Мекку (Саудовская Аравия).

Слово «курбан» происходит от арабского корня КРБ, который несет в себе значение всего, что связано с «приближением». Исходя из этого, считается, что сущностью праздника является не столько жертвоприношение, сколько «приближение к Аллаху» посредством этого обряда.

История появления курбана уходит в древние века и связана с пророком Ибрахимом, который увидел сон, где ему было приказано принести в жертву своего старшего сына Исмаила. Сначала он подумал, что это наваждение, но сон повторился и во второй, и в третий раз. Тогда Ибрахим решил исполнить приказ. В тот самый момент, когда он занес нож над сыном, то услышал глас: «О Ибрахим, ты уже выполнил свой сон…». После этого он увидел барашка, которым было велено совершить курбан (жертвоприношение). Согласно мусульманскому толкованию, Аллах не нуждался ни в каких жертвоприношениях, он лишь испытывал силу веры своего пророка.

Этот случай произошел недалеко от Мекки. С тех пор, отдавая дань подвигу пророка Ибрахима, явившего высочайшую степень праведности и любви к Аллаху, в качестве обряда поклонения господу мусульмане совершают заклание жертвенного животного. Не все мусульмане могут совершить хадж в Мекку, участвовать в главном празднике мусульман и самому в священном месте принести жертву, поэтому каноны ислама предписывают верующим исполнять кульминационную часть обряда не только в Мекке, а всюду, где они могут оказаться.

Наиболее правоверные и благочестивые мусульмане добровольно постятся десять дней до наступления праздника жертвоприношения. Ночь накануне праздника Курбан-байрам или хотя бы ее часть проводят в молитвах.

Праздновать день жертвоприношения начинают с раннего утра. До рассвета мусульмане совершают полное омовение, умащивают себя благовониями, надевают лучшую одежду. Чуть свет они идут в мечеть к утренней молитве. Завтракать до праздничного намаза нельзя. После окончания молитвы верующие возвращаются домой, а затем, по желанию, собираются группами на улице или во дворах, где поют хором славословие Аллаху (такбир). Затем мусульмане снова отправляются в мечеть или на специально отведенную площадку (намазгах), где мулла или имам-хатыб произносит проповедь (хутбу), в которой разъясняются происхождение хаджа и значение обряда жертвоприношения.

Время для совершения жертвоприношения наступает сразу по завершении праздничной молитвы, а завершается незадолго до захода солнца третьего дня. Одни утверждают, что совершение этого обряда является обязательным для каждого совершеннолетнего мусульманина, постоянно проживающего в данной местности на момент наступления праздника и состоятельного в день жертвоприношения (имеющего средства для покупки животного). Другие заявляют, что жертвоприношение не является предписанным, так как есть мусульмане, кто по разным причинам не в состоянии совершить данный обряд.

Из всех видов животных допускается приносить в жертву только верблюдов, коров (быков), буйволов, овец или коз. Верблюда и корову могут принести в жертву от одного до семи человек, а овцу или козу разрешается резать только за одного мусульманина. Обычай допускает принесение жертвы не только за живых, но и за усопших.

Жертвенное животное должно быть взрослым, то есть овца старше полугода, коза — старше года; буйвол и корова (бык) — от двух лет; верблюд — старше пяти лет. Животное должно быть здоровым, без существенных изъянов. Допускается отсутствие нескольких зубов или небольшой части (менее одной трети) уха. Хвост, глаза и другие органы тела животного также должны быть целыми.

Желательно, чтобы животное заколол тот, кто приносит его в жертву. Если, по каким-либо причинам, человек этого совершить не в состоянии, то он может выбрать доверенное лицо, которое сделает это по всем нормам ислама, халяльным образом.

Согласно мусульманским представлениям, принесенные в жертву для Аллаха и ради заботы о бедных животные будут в судный день помогать людям переправляться через адскую бездну в рай по тонкому мосту — Сирату. Поэтому перед жертвоприношением каждый владелец помечает собственное животное (украшениями, специальными знаками), чтобы быстрее отыскать его в день прихода Махди, т.е. Мессии, и воскресения мертвых, когда стада жертвенных животных будут толпиться у входа на Сират.

Приготовленной к закланию животное укладывают на левый бок, головой в сторону Мекки. Над ним священнослужитель мечети — мулла или муэдзин — читает специальную молитву. После этого закалывающий животное произносит краткую формулу: «Бисмиллах, Аллах Акбар», то есть «Во имя Аллаха, Аллах велик!». Слова поминания Аллаха делают мясо дозволенным для употребления. Если человек умышленно их не произнес, то курбан считается недействительным, а мясо животного запретным для употребления. Если он просто забыл их произнести, то курбан будет считаться действительным, а мясо курбана дозволенным.

Мясо принесенного в жертву животного, согласно предписанию шариата, делят на три части: одну раздают бедным, из второй части готовят угощение для родных, соседей, друзей, а третью мусульманин может оставить себе. При наличии большого количества гостей одной трети мяса для угощения не хватит, в связи с чем, все мясо может быть использовано для угощения. Разрешается угощать мясом жертвенного животного немусульман. Нельзя расплачиваться мясом, шкурой и другими частями курбана, с людьми, помогавшими резать животное (они должны получить деньгами), а также продавать их.

После заклания животного устраивается ритуальная трапеза, на которую нужно пригласить как можно большее количество людей, в первую очередь бедных и голодных. Из мяса, принесенного в жертву животного, в различных странах готовят традиционные блюда, в соответствии с местными вкусами, с применением различных специй и ароматизаторов. Большое внимание уделяется праздничному оформлению стола, а также приготовлению многочисленных сладостей.

В праздник Курбан-байрам категорически запрещается употребление алкоголя, в этот день такое поведение считается особым кощунством, глумлением над самими принципами ислама.

В дни этого праздника посещают могилы предков, а также родственников, друзей, принимают гостей. Близким друзьям и родственникам стараются сделать подарки.

В мусульманском мире праздничные дни Курбан-байрама являются нерабочими.

В России день, приходящийся на Курбан-байрам, рабочий, но в республиках с большой долей мусульманского населения (Адыгея, Башкирия, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Татарстан, Чечня и Крым) он также официально объявлен выходным.

Многие страны западного мира и даже некоторые исламские государства запретили или серьезно ограничили жертвоприношение в Курбан-байрам. В Великобритании, Бельгии и Франции, например, принесение в жертву животных вне специальных лицензированных мест считается преступлением и карается большими штрафами и даже тюремным заключением сроком до шести месяцев. Кроме того, в большинстве европейских стран животных можно умерщвлять только «гуманными» способами: при помощи электрического тока и под воздействием наркотических веществ, что противоречит мусульманским традициям, предписывающим резать жертвенных животных.

Опасаясь проблем с законом, многие мусульмане в Европе в последние годы предпочитают на праздник покупать мясо, заготовленное по мусульманским традициям (халяльное) в третьих странах.

Власти Москвы в 2010 году поддержали обращение общественников, которые посчитали недопустимым проводить забой животных на улицах столицы на Курбан-байрам. Поэтому в последние годы обряд совершается на специально выделенных скотобойнях в Подмосковье. Либо есть возможность заказать жертвенное мясо заранее. В праздник его доставят в упакованном виде.

В Москве перекроют несколько улиц в связи с Курбан-байрамом

Во вторник, 21 августа в Москве введут временные ограничения движения транспорта вблизи мечетей в связи с мусульманским праздником Курбан-байрам, сообщает «Интерфакс».

С 04:00 до 11:00 вблизи Московской соборной мечети движение транспорта перекроют на улицах Дурова, Щепкина (от Самарской улицы до Садового кольца), Мещанской, Гиляровского (от Карельского переулка до Садового кольца), в Капельском переулке (от проспекта Мира до Гиляровского). Также будет закрыт съезд с Садового кольца на Олимпийский проспект.

В районе Исторической мечети закроют для автомобилей Большую Татарскую улицу, Старый и Малый Толмачевские переулки, Климентовский и Озерковский переулки. Полностью также перекроют Минскую улицу.

В районе Бутово с 05:00 до 09:00 закроют для автомобилей улицу Академика Глушко и бульвар Дмитрия Донского (от улицы Академика Глушко до улицы Грина). С 04:00 до 11:00 будет ограничено движение по крайней левой полосе улицы Хачатуряна с отменой остановки городского транспорта «Новый Иерусалим».

Горячая новость!

Торжества в Париже по случаю 100-летия окончания первой мировой войны. Видео

Масштабные торжества проходят сегодня во французской столице. Там отмечают 100-летие окончания Первой мировой войны, одного из самых …

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.