Home / новость дня / На сколько подешевеет бензин после снижения акцизов

На сколько подешевеет бензин после снижения акцизов

Цены на бензин почти в десять раз опережают инфляцию. Топливо на российских АЗС непрерывно дорожает. В правительстве решили вмешаться в ситуацию и снизить акцизы уже с 1 июля.

Почему при сверхнизкой инфляции мы наблюдаем галопирующие цены на горючее, при чем здесь слабый рубль и можно ли остановить рост стоимости бензина на розничном рынке за счет снижения акцизов — в материале.

Дороже, еще дороже

В апреле цены на АИ-95 повышались в 20 раз быстрее, чем в январе-марте. В мае ралли продолжилось. С начала года, по данным Росстата, бензин подорожал на 4,7 процента, дизельное топливо — на девять процентов. А только за прошлую неделю, по данным Московской топливной ассоциации, розничные цены на бензин в столичном регионе увеличились почти на 70 копеек. В письме Российского топливного союза (РТС) Медведеву ситуация названа беспрецедентной.

Конечно, сказывается сезонный фактор. Топливо всегда дорожает весной, поскольку повышение спроса из-за начала сельхозработ и активизации автолюбителей накладывается на остановку некоторых нефтеперерабатывающих мощностей для профилактического ремонта.

Но почему такие рекордные темпы?

Дело в скачке мировых цен на нефть. На фоне напряженной геополитической обстановки черное золото вышло на максимумы последних трех с половиной лет.

Когда цены на нефть падали, бензин дорожал меньше, чем другие товары. И вклад в инфляцию был меньше.
Ксения Юдаева

Первый зампред Центробанка

И уточнила, что рост цен на бензин пока не влияет на инфляцию, поскольку носит догоняющий характер.

«Чем выше рублевая цена на нефть, тем дороже бензин», — поясняет Василий Танурков, замначальника управления анализа рынка акций ИК «Велес капитал». Добыча нефти.

Другой фактор — решение прежнего правительства поднять акцизы на бензин и дизельное топливо.

С 1 января 2018 года ставки акциза на бензин и дизельное топливо выросли на 50 копеек с каждого литра. Предполагалось, что с 1 июля прибавится столько же. Кроме того, обложили налогом дополнительный доход нефтяников, что тоже внесло свой вклад.

Что и насколько снижают

Новый кабмин поручил Минфину подготовить законопроект о снижении акцизов на бензин и дизельное топливо. По словам вице-премьера Дмитрия Козака, акцизы должны уменьшиться до 1 июля 2018 года. На дизельное топливо — на две тысячи рублей за тонну, на бензин — на три тысячи рублей.

Источник: Reuters

По мнению главы Российского топливного союза Евгения Аркуши, это позволит ограничить рост цен, а возможно, и снизить их, но речь идет лишь об оптовых ценах на бензин. Для розницы этого недостаточно. По его словам, оптовые цены, «видимо, надо уменьшить на десять процентов», чтобы бизнес вышел на нормальную маржинальную доходность. В РТС указали на искажение, возникшее на рынке: оптовые цены давно выше розничных.

Аналитики обращают внимание и на то, что такой перекос — следствие в том числе высокой конкуренции, автозаправочных станций настолько много, что они теряют рентабельность.

Эксперты сходятся в том, что, если оптовые цены уменьшатся в среднем на 2,2 рубля за литр (что предполагает снижение акцизов), в рознице такой динамики ждать не следует. Тем не менее эффект будет: цены на АЗС убавятся в среднем на 0,5−1 рубля.

Недооцененный рубль

Рынок не сумеет в полной мере отыграть снижение акцизов не только из-за дорожающей нефти (по большинству прогнозов, к концу года за баррель будут давать сто долларов), но и по причине недооцененности рубля.

 

«Нефть Brent в рублях за баррель на исторических максимумах. В подобных условиях доллар, даже с учетом негативного влияния геополитики и валютных интервенций Минфина, выглядит сильно переоцененным», — отмечает Тимур Нигматуллин, аналитик «Открытие брокер».

Это означает, что серьезного падения цен добиться все равно не удастся до тех пор, пока рубль не вернется к равновесным значениям, оправданным при нынешних нефтяных котировках.

По мнению Тануркова, такое справедливое значение (с учетом покупки Минфином валюты в больших объемах, что оказывает понижающее давление на российскую валюту) — 55 рублей за доллар.

И как считают эксперты, у рубля есть все шансы вернуться к этому уровню. А до тех пор снижение акцизов скорее будет сдерживающим фактором опережающего роста цен на топливо.

Из-за уменьшения топливных акцизов российский бюджет недосчитается ста миллиардов рублей, отметил вице-премьер Дмитрий Козак. Нагрузка вполне посильная, выпадающие доходы компенсируют из других источников — в первую очередь за счет нефтегазовых доходов.

Стоимость черного золота почти вдвое превысила заложенные в бюджете консервативные 40 долларов за баррель, поэтому доходы российского бюджета от экспорта углеводородов вырастут до 2,75 триллиона рублей, это в пять раз больше, чем прописано в бюджете (527,6 миллиарда рублей).

Текущее повышение цен на бензин в РФ объясняется ростом цен на нефть на международном рынке, сообщила первый зампред ЦБ РФ Ксения Юдаева, выступая на заседании межкомитетской рабочей группы в Госдуме.

 
Источник: РИА Новости

Как сообщал 17 мая Росстат, средняя розничная цена бензина в России за неделю немного ускорила рост — с 1% до 1,1% — и по данным на 14 мая достигла 41,28 рубля за литр.

«В этом году выросли международные цены, выросли акцизы — это два фактора, которые внесли вклад (в рост цен на бензин — ред). Когда цены на нефть падали, цены на бензин росли меньше, чем другие цены. Их вклад в инфляцию был меньше, чем у других цен», — сказала она, отвечая на вопрос депутатов о причинах роста цены на бензин.

Позже она пояснила журналистам, что пока рост цен на бензин не оказывает влияния на инфляцию. «Пока не происходит, с каким-то лагом некоторое влияние будет», — отметила она.

Глава департамента денежно-кредитной политики ЦБ Игорь Дмитриев отметил, что рост цен на бензин носит догоняющий характер. «Предшествующий рост цен на бензин на фоне снижения (цен на нефть — ред.) был во многом догоняющим, потому что индекс цен производителей перед этим рос быстрее, чем на бензин. То есть по бензину мы наблюдаем плавный медленный рост в течение длительного периода, который отставал от роста цен производителей, когда росли цены на нефть», — указал он.

Председатель комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков попросил представителей ЦБ подготовить для депутатов пояснительную записку. «Вполне возможно, что мы должны сделать обращение в Федеральную антимонопольную службу, чтобы они разобрались», — предложил он.

Топливо инфляции. Будет ли бензин летом стоить 50 рублей

По данным Росстата, с 29 апреля по 7 мая бензин подорожал на один процент, дизельное топливо — на 0,9 процента, а в целом потребительские цены повысились всего на 0,1 процента. Почему горючее в десять раз опережает инфляцию и как долго это продлится — в материале РИА Новости.

 
Источник: РИА Новости

Опережающий рост цен на бензин наблюдается уже четвертую неделю подряд. За апрель топливо подорожало на 1,4% — втрое больше общего индекса потребительских цен (0,4%). Но это в среднем, а между тем только за последнюю неделю апреля во Владимире, Севастополе, Кирове и Петрозаводске цены на бензин повысились на 1−1,3%.

На автозаправках Москвы бензин АИ-95 с начала апреля подорожал почти на 3%. По данным Московской топливной ассоциации, на 7 мая его средневзвешенная цена в столице составила 43,28 рубля, увеличившись за пять дней на 21 копейку.

Перед этим за десять дней — с 23 апреля по 3 мая — цена АИ-95 выросла на 64 копейки, АИ-92 — на 69 копеек. Причем цены повышают все АЗС — и принадлежащие крупным вертикально интегрированным компаниям, и небольшие независимые сети.

Это началось еще в конце прошлого года — нефтетрейдеры из-за увеличения акцизов (с 1 января) запасались бензином. Рост спроса подстегнул цены. Тогда в ситуацию вмешалась Федеральная антимонопольная служба (ФАС), и подорожание удалось приостановить.

Но ненадолго — в январе по рынку прошла очередная волна повышения цен. В феврале президент Владимир Путин заявил о возможности снижения цен на бензин, и до президентских выборов 18 марта топливо действительно дорожало весьма умеренно. А затем нефтетрейдеры бросились наверстывать упущенное.

Почему растут цены

Рост цен на бензин вызван тремя основными причинами. Первая — сезонный фактор. Топливо обычно дорожает весной, поскольку повышение спроса из-за начала сельхозработ и активизации автолюбителей накладывается на остановку некоторых нефтеперерабатывающих мощностей для профилактических ремонтов.

В этом году добавился еще и скачок мировых цен на нефть. Казалось бы, как это может повлиять на внутренний рынок, если нефть у нас своя, да и в стоимости бензина на сырую нефть приходится лишь четыре процента?

Дело в том, что при высоких мировых ценах нефтяникам выгоднее отправлять топливо на экспорт, чем продавать внутри страны. В частности, при сегодняшнем сочетании нефтяных котировок и курса доллара экспорт одной тонны топлива приносит почти семь тысяч рублей дополнительной прибыли по сравнению с продажей внутри России.

Привлекательность экспорта приводит к нехватке топлива на внутреннем рынке: сейчас на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже продается в среднем 15 тысяч тонн бензина в сутки вместо необходимых российским автозаправкам 50 тысяч тонн. Прямое следствие дефицита — рост цен, и сегодня тонна бензина АИ-95 стоит рекордные 55 314 рублей, подорожав за сутки на 2,5%, тонна АИ-92 — 54 703 рубля (плюс 2,8%), дизельное топливо — 50 007 рублей (плюс один процент).

Для сравнения: 4 мая тонна «девяносто пятого» стоила 50 185 рублей, АИ-92 — 49 830 рублей, дизель — 47 880 рублей. То есть всего за неделю цены повысились примерно на 10%. Вскоре это скажется и на автозаправках.

На благо бюджета

Третья причина (по порядку, но не по значимости) — увеличение акцизов. В ноябре прошлого года Госдума приняла решение о ежегодном повышении в течение трех лет акцизов на алкоголь (крепкий алкоголь, вина, пиво, сидр и медовуху), табак (все виды табачных изделий и электронные сигареты) и топливо (автомобильный бензин пятого класса, дизельное топливо и средние дистилляты).

Акциз на автомобильный бензин пятого класса с 10,13 тысячи рублей за тонну вырос до 10,535 тысячи рублей за тонну (на четыре процента). В следующем году — до 10,957 рубля. Таким образом, рост по сравнению с 2016-м составит 8,16%.

Если в 2017-м в цене каждого литра бензина акциз — это 7,8 рубля, то в этом году уже 8,1 рубля, а в следующем будет 8,5 рубля. Акциз на дизельное топливо повысится еще больше: в 2018-м по сравнению с 2016-м — на 28,5%, в 2019-м — 39%.

Проблема в том, что на налоги (акциз, налог на добавленную стоимость и налог на добычу полезных ископаемых) в цене российского топлива приходится 60%. Поэтому повышение фискального бремени очень сильно влияет на стоимость бензина.

Во время обсуждения Госдумой законопроекта о повышении акцизов Минфин уверял, что цены на топливо вырастут несущественно, на один-два рубля. Прогноз не оправдался. По оценкам, если бы не увеличение акцизов, сейчас цена на топливо была бы ниже минимум на пять тысяч рублей за тонну, то есть примерно на десять процентов.

Что дальше

Эксперты сходятся в том, что для замедления роста цен на бензин необходимо, во-первых, увеличить объемы топлива, поставляемые на внутренний рынок и, во-вторых,снизить акцизы. С этим согласна ФАС, которая совместно с Минэнерго уже подготовила приказ об увеличении минимального норматива продаж на бирже бензина (с десяти до 15% от объема производства) и дизельного топлива (с пяти до 7,5%).

Это позволит замедлить повышение оптовых цен, а следом стабилизируется и розница. Но на согласование и принятие документа уйдет несколько месяцев, так что подействует он в лучшем случае осенью.

ФАС готовит свои предложения и по акцизам. «Мы подумаем о снижении акцизов, прежде всего потому, что акцизы в последние годы были главной причиной, провоцирующей рост цен на нефтепродукты», — заявил глава ведомства Игорь Артемьев 25 апреля. Однако снизить ставки в два-три раза, как предлагают нефтетрейдеры и аналитики, нереально — от акцизных поступлений очень сильно зависят региональные бюджеты.

Поэтому у ФАС есть альтернативное предложение — ввести механизм гибких ставок, меняющихся в зависимости от цены на нефть и нефтепродукты. Эту идею вряд ли поддержит Минфин, и дискуссия может затянуться на многие месяцы или даже годы. А с 1 июля акцизы опять повышаются — на 0,5 рубля на литр, как и в январе.

К тому же вполне вероятно, что мировые цены на нефть еще не исчерпали весь потенциал роста. Аналитики Bank of America не исключают повышения нефтяных котировок в следующем году даже до 100 долларов за баррель. Значит, экспорт будет оттягивать все новые объемы топлива с российского рынка, стимулируя рост внутренних цен на бензин.

Так что, скорее всего, топливо продолжит дорожать до осени, когда наступит сезонное снижение спроса. Да и приказ ФАС и Минэнерго об увеличении норматива поставок на внутренний рынок успеет выйти в свет. Но к тому времени мы вполне можем увидеть бензин по цене 50 рублей за литр.

Цены на бензин продолжают расти

Feed enhanced by Better Feed from Ozh

Сообщение На сколько подешевеет бензин после снижения акцизов появились сначала на Я в курсе.

Горячая новость!

На сколько вырастет зарплата учителей в 2019 году

Стало известно на сколько в рублях вырастет зарплата педагогических работников в 2019 году Средства на …

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.