Home / новость дня / На каких значениях в рублях остановится рост цен на бензин

На каких значениях в рублях остановится рост цен на бензин

НАДО ЗАПРАВЛЯТЬ ПОЛНЫЙ БАК!

Опережающий рост стоимости бензина наблюдается больше месяца. За апрель топливо подорожало на 1,4% — втрое больше индекса потребительских цен (0,4%). Дальше — больше: с 29 апреля по 7 мая бензин вообще стал дороже на 1%, а дизтопливо — на 0,9% (в целом потребительские цены повысились всего на 0,1%).

Тому есть несколько причин. Первая — сезонная: топливо дорожает весной, поскольку растёт спрос из-за начала сельхозработ и активизации автолюбителей. Вторая — высокие цены на нефть: нефтяникам выгоднее отправлять топливо на экспорт, чем продавать внутри страны. Третья причина — увеличение акцизов: по оценкам, сейчас цена на топливо могла бы быть ниже примерно на 10%.

При этом аналитики не ждут, что ситуация выправится: напротив, вскоре россияне увидят на АЗС новые цены. Так, скачок стоимости топлива предрекает президент Владимирской областной топливной ассоциации Рустам Вишняков: «По моим прогнозам, в ближайший месяц литр бензина подорожает сразу на 2-3 рубля», — заявил эксперт в эфире радио «Комсомольская правда».

А может, это только слухи?

В свою очередь, глава Российского топливного союза Евгений Аркуша, который должен знать ситуацию лучше всех остальных, отказался комментировать эту информацию: «Я не буду это комментировать. Мне [руководитель ФАС России Игорь] Артемьев официально запретил давать прогнозы, так что извините», — ответил корреспонденту «Авто Mail.Ru» глава РТС.

А вот Михаил Турукалов, гендиректор агентства «Аналитика товарных рынков», считает, что бензин и дизтопливо действительно могут резко подорожать, так как на рынке сложилась непростая ситуация: сейчас оптовые (те, которые на бирже) и мелкооптовые (те, которые на нефтебазе) цены существенно выше, чем розничная стоимость топлива на АЗС!

В настоящее время биржевые цены на НПЗ и мелкооптовые цены на нефтебазах в регионах существенно выше, чем стоимость бензина и дизтоплива на АЗС. У розничных продавцов топлива значительные убытки, поэтому им приходится повышать цены на заправках. Причем рост цен на заправках в последние недели ускоряется. Мы это видим по данным, которые публикуют Росстат и Московская топливная ассоциация
Михаил Турукалов

гендиректор агентства «Аналитика товарных рынков»

Но сколько прибавит топливо, эксперт предсказать не взялся. «Ждать ли повышения цен на 2-3 рубля в ближайшие месяцы, или еще более сильного роста — это будет зависеть от динамики цен на бирже и мелком опте. Пока мы видим, что у чиновников нет возможности и средств, чтобы воздействовать на эту ситуацию», — резюмировал Михаил Турукалов.

А что чиновники?

ФАС и Минэнерго подготовили приказ об увеличении минимального норматива продаж на бирже бензина (с десяти до 15% от объема производства) и дизельного топлива (с пяти до 7,5%) — это позволит замедлить повышение «опта», а следом стабилизируется и розница. Но на согласование и принятие документа уйдет несколько месяцев.

РИА «Новости» считают, что приказ подействует, в лучшем случае, осенью. При этом ФАС также готовит свои предложения по акцизам: «В последние годы [акцизы] были главной причиной, провоцирующей рост цен на нефтепродукты», — говорил глава ведомства Игорь Артемьев. Однако резко снизить ставки нереально — от них зависят региональные бюджеты.

У ФАС есть предложение ввести механизм гибких ставок, зависящих от цены на нефть… Но такое предложение наверняка не устроит Минфин. И пока чиновники будут спорить, подоспеет очередное подорожание: с 1 июля акцизы опять повышаются — на 0,5 рубля на литр, как и в январе. И нефть продолжает дорожать… Здравствуй, бензин по 50 рублей?

К середине мая рост цен на бензин всерьёз обеспокоил не только рядовых автомобилистов, но и профильные ассоциации. Российский топливный союз обвинил в сговоре оптовых продавцов топлива. Лайф разбирался, кто виноват в росте цен на бензин и когда это закончится.

Вторую неделю подряд цены на бензин в России увеличиваются на 1%. Такова нерадостная статистика Росстата. Так, с 7-го по 14 мая в среднем по стране стоимость топлива выросла на 46 копеек — до 41,28 руб. Сильнее всего бензин подорожал в Махачкале — на 4,8%, в Рязани — на 3,2% и Кирове — на 2,8%. В Москве цены выросли на 1,5%, в Санкт-Петербурге — на 0,8%. При этом с начала года в среднем по стране стоимость бензина увеличилась на 3,4%. И претензии Топливного союза к оптовым продавцам небезосновательны.

— Темпы роста цен на бензин стали увеличиваться как раз в то время, когда на дорогах традиционно растёт поток машин, — отмечает валютный стратег ГК TeleTrade Александр Егоров. — В России есть большая категория водителей, которые передвигаются на автомобиле только в тёплое время года. Соответственно, на всех автозаправках стали действовать по принципу «грех не воспользоваться». Коммерческие затраты автоперевозчиков, вероятно, будут компенсироваться удорожанием их услуг. А вот рядовым автомобилистам придётся «проглотить пилюлю».

Действительно, цены на бензин фактически предоставлены сами себе. Если цены на продукты питания контролируются Роспотребнадзором, Федеральной антимонопольной службой и прочими госструктурами, то бензин может расти в цене фактически бесконтрольно. О чём и заметили в отраслевом союзе. Объясняется это очень просто: топливо не считается продуктом первой необходимости.

Фото: © РИА Новости / Максим Богодвид

Цены на топливо фактически контролируются лишь в периоды посевных работ и работ по сбору урожая. Но и в этом случае реального снижения цен на бензин и дизтопливо не наблюдается. Вместо этого фермерам компенсируют расходы на бензин и солярку талонами — практика, оставшаяся у нас ещё со времён СССР.

— Если посмотреть на график цен на бензин еще с далёких 90-х, то нетрудно заметить, что бензин в России вообще никогда не дешевеет, даже когда снижается баррель нефти, — отмечает инвестиционный аналитик Global FX Владимир Рожанковский. — Можно назвать это как угодно: «особенностями чего-то национального», непомерной жадностью владельцев НПЗ, акцизами, постоянно меняющимся фискальным законодательством и так далее.

К тому же сейчас особенно благоприятный момент для повышения цен. Идёт формирование правительства. Все министры по-прежнему находятся в статусе исполняющих обязанности. По словам Владимира Рожанковского, понимая это, нефтяники не опасаются скорого возмездия и чувствуют себя весьма вольготно, переставляя ценники вверх.

— Бензин дорожает из-за растущей нефти, — считает старший аналитик Альпари Роман Ткачук. — Цены на нефть вернулись к уровням четырёхлетней давности. За два месяца рублёвая стоимость барреля выросла на 35% — до 4935 рублей. Это приводит к росту расходов нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ), закупающих подорожавшую нефть. Они вынуждены увеличивать отпускные цены на бензин, чтобы сохранить рентабельность. Тревожная для автолюбителей новость: нефть продолжает расти, поэтому бензин может ещё подорожать. Не исключено, что в ситуацию вмешается государство. Например, оно может обязать нефтедобывающие компании делиться своей выросшей прибылью с НПЗ. Тогда удорожание бензина приостановится.

В противном случае бензин продолжит дорожать на протяжении всего 2018 года. Вне зависимости от того, будет ли меняться стоимость нефти. Как отмечает ведущий аналитик Центра современных инвестиционных технологий Денис Владимиров, даже при коррекции барреля Brent в мире в России бензин дешеветь не начнёт и передышки, коррекции ждать не стоит. По его прогнозам, до конца года цена поднимется как минимум до 45 рублей. Аналитик связывает рост цены с общими сложностями в экономике из-за неблагоприятной ситуации с санкциями и внешнеполитическим фоном.

Фото: © РИА Новости / Илья Питалев

Впрочем, топливные кризисы случались в нашей стране и раньше. Были ситуации значительно более неприятные для потребителя, чем просто рост цен. Кроме дефицита бензина в 90-е, был сбой в поставках авиационного топлива в начале 2000-х. Как вспоминает руководитель группы анализа и исследований ICBF Павел Щипанов, каждый раз после решения проблемы цены неизменно повышались и выяснялось, что кризис был искусственный, как раз с целью оправдания повышения цен. Торговцы топливом очень чувствительны к различным изменениям в экономических условиях их работы. А сейчас как раз произошли такие изменения.

— В 2018 году был отменён транспортный налог, о чём, кстати, говорилось давно, — отмечает Павел Щипанов. — Сбор денег будет перенесён на акциз на топливо. И в преддверии этих изменений цены сразу пошли вверх. Это явление очень негативно сказывается на экономике страны. Топливо составляет значительную долю затрат в аграрном секторе, в грузовых перевозках и в авиации. И если в сельском хозяйстве государство как-то пытается компенсировать аграрникам эти затраты, то в других секторах экономики рост цен на бензин постепенно тянет вверх и цены на авиабилеты, и тарифы на перевозки. Разгон общей инфляции девальвирует повышение цен на бензин, и всё повторяется по замкнутому кругу. В нынешнем году это стало особенно заметно, так как инфляция снизилась до рекордных 2,2%. Правительству и Центробанку стоит над этим задуматься, иначе рост цен на бензин может подорвать всю борьбу с инфляцией.

В России это происходит уже в четвертый раз: такое было в 1995 году, в 1998-1999 годах, в 2007-2008 годах, и сейчас очередной кризис, который начался в конце 2014 года.

Когда в стране происходит экономический кризис, резко падает курс национальной валюты, то правительство берет на себя административное регулирование рынков наиболее социально значимых товаров — в первую очередь бензина и дизельного топлива. В итоге получается, что цены на бензин и дизель становятся очень низкими в валютном выражении.

Сейчас розничная цена дизельного топлива и бензина на заправках в России в 2-3 раза ниже, чем в Европе. Из-за этого производители бензина и дизельного топлива с вожделением смотрят на внешний рынок, но ФАС стоит на страже, и не дает экспортировать большие объемы этих видов топлива. В итоге административное регулирование как всегда привело к тому, что у нас стало невыгодно производить моторные топлива. Это при том, что за последние годы у нас очень сильно выросли мощности по переработке: за три года было введено сразу восемь крупных нефтеперерабатывающих заводов.

Фактически компании отбивают прибыль от нефтепереработки за счет нефтехимии и разного рода асфальтов, битумов и так далее, но бензин и дизель прибыли не приносят. Полагаю, что от административного регулирования пора отказаться давно, так как в этом случае цены сразу подскочат. И для того, чтобы цены резко не подскочили, нужно осторожно отрегулировать рыночные механизмы.

Есть три главных механизма, которые нуждаются в настройке. Во-первых, налоги, которые входят в бензин и дизельное топливо — они уже выросли до 70% от розничной цены. Во-вторых, нельзя до бесконечности опускать курс национальной валюты, так как идет разбалансировка цен на топливо с внешним рынком.

Кроме того, нужно установить заградительные таможенные пошлины. Пошлины на вывоз дизельного топлива в этом году в 10 раз ниже, чем в 2014 году. Это при том, что надо защищать рынок. В этой ситуации наш монополист, транспортная компания «Транснефть», запустила систему продуктопроводов «Юг», которая соединяет центральную и восточную европейской части России с портом Новороссийск — откуда идет главный поток экспорта. Они намерены вывозить по нему 8 млн тонн, и 99,9% объема пойдет на экспорт. Это крайне неуместная мера, так как она приведет к снижению предложения на внутреннем рынке.

Сейчас эта система поставила под угрозу внутренний рынок, потому что если мы увеличим экспорт дизельного топлива на 8 млн тонн, этот объем ведь можно взять только с внутреннего рынка. Внутреннее потребление у нас и так низкое. Например, в Канаде и Норвегии потребление дизеля и бензина на душу населения в три раза больше, чем в России, при этом у нас одинаковые климатические условия. Сейчас государство взяло курс на повышение благосостояния населения, и если это будет сделано успешно, то потребление дизтоплива и бензина подскочит как минимум в два раза, а то и больше. В результате транспортная система «Юг» окажется совершенно ненужной.

На мой взгляд, на рынке сложилась предкризисная ситуация. Напомню, что и в 2000, и в 2008 году, когда возникали региональные дефициты дизельного топлива и бензина, цены за один день поднимались в два раза. В Москве, конечно, такого не допустят, а где-то в провинции это может произойти запросто.

Feed enhanced by Better Feed from Ozh

Сообщение На каких значениях в рублях остановится рост цен на бензин появились сначала на Я в курсе.

Горячая новость!

Какие налоги повысятся и вводятся в 2018 и 2019 годах

В России увеличатся налоги и сборы, а нагрузка на бизнес и граждан возрастет. Мы собрали полный перечень налогов, …

1 комментарий

  1. «— В 2018 году был отменён транспортный налог, о чём, кстати, говорилось давно, — отмечает Павел Щипанов. — Сбор денег будет перенесён на акциз на топливо.»

    В какой стране живет этот Паша?
    Нам обещали отменить транспортный налог, при вводе акцизов на бензин, акцизы ввели — транспортный налог оставили, мало того, его еще и повысить успели! Власть нам просто врёт! Эти небожители общаются с нами, как с крепостными…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.